Вопросы аттестации работника содержатся и в Трудовом кодексе Российской Федерации, но в очень сжатом виде. Так, в ст. 81 кодекса говорится о том, что недостаточная квалификация, подтвержденная результатамиаттестации, может явиться причиной расторжения трудового договора. В ст. 82 ТК РФ указывается, что при проведенииаттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствие с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.
Анализ положений этих правовых актов дает основания для выделения следующих основных черт аттестации как управленческого и правового института.
К числухарактерных признаков, присущих аттестации работников, также можно отнести:
-
проведение аттестации либо в той организации, с которой у работника заключен трудовой договор, либо в организации, специализирующейся на процедурах аттестации;
-
определение в качестве объекта проверки теоретическую и практическую подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;
-
периодичность проведения аттестации (один раз за период от одного до пяти лет);
-
осуществление аттестационных процедур в специально создаваемых комиссиях.
Поформепроведения аттестация может осуществляться в виде:
квалификационного экзамена; собеседования; зачета; написания реферата; письменного или компьютерного тестирования; творческих отчетов, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.
В современных нормативных актах выделены следующиевидыаттестации:
-
регулярная основная, развернутая с периодичностью один раз в три-пять лет;
-
регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку итогов текущей работы, проводится для руководителей и специалистов один-два раза в год;
-
нерегулярная, вызванная неожиданными обстоятельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труди и т.д.).
Поцелямпроведения можно выделить аттестации: а) на право занятия должности, б) на соответствие занимаемой должности, в) на право повышения квалификационной категории.
Применительно к общей характеристике аттестации необходимо также выделить основные принципы ее проведения:
-
гласность, т.е. широкое ознакомление работников о порядке и методике проведения аттестации, кроме того, на аттестуемого составляются отзыв, который нередко обсуждается в коллективе структурного подразделения;
-
демократизм предполагает широкое участие общественности в проведении аттестации;
-
результативность – обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;
-
объективность аттестации проявляется в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии.